Почему мы выбрали хоумскулинг
Мы перешли на обучение дома со сдачей аттестаций экстерном не от плохой жизни. В школе у Мари все было хорошо. Никто ее не травил, полно друзей и положительных эмоций. И школа была хоть и средняя, но вполне меня устраивала. У меня вообще невысокие требования к школе. Например, чтобы ребенок не приносил из школы неврозов, а вот вшей я терпела целый год. Марусе там было вполне комфортно.
Учительница А.П. была чудесная по своим человеческим качествам. Многие родители были ею недовольны — молода, не деспотична, не держит класс в ежовых рукавицах, а все про «творческих детей» рассказывает, всегда на стороне детей, даже если это значит защищать их от собственных родителей. Мне и Марусе А.П. нравилась очень, так что когда мы уходили, я написала ей благодарственное письмо, где перечислила все-все хорошее, что вспомнила.
Так как Мари всегда настаивала на продленке — там туссэ, совместные игры, кружки изредка — ее трудности с домашкой до меня долетали очень редко. Она спрашивала у А.П., если было не понятно, как-то что-то делала и убегала тусовать дальше. Единственная моя проблема с подходом А.П. была в том, что она сама — типичная отличница =) Ее принцип был «Дети, вы сначала запомните, а поймёте потом!» — и с Марусей эта фишка не работает. Она не может запомнить то, что не понимает. Я стала замечать «хвосты» где-то в середине третьего класса. Кажется, был карантин, нам дали что-то делать дома, и тут полезло изо всех щелей.
Мари читала по литературе текст, как мы в школе читали тексты на английском: это когда произношение правильное, а понимания что это и о чем — ноль. Потом Мари решала задачи без какой-то понятной записи, что известно, что надо узнать, наугад где-то вычитая, где-то умножая, крайне неудобным способом делила двузначные числа, путала периметр с площадью, и все рисовала. Если написано, что в магазин привезли 49 ящиков по 140 апельсинов, она в черновике нарисует 49 ящиков, и апельсины в них, каждый. Ну, и наша годами ученная-недоученная таблица умножения.
Не скажу, что прямо «схватилась за голову», но была в некотором смысле озадачена. Поговорила с А.П. — та была в курсе Марусиных затруднений, но совершенно не видела причин для беспокойства, в четверти оценки выходили не ниже 4. А я не столько беспокоилась, сколько… ну, мне интересно, чтоб мой ребенок понимал, а не получал разнообразные циферки в дневник. Так как Марисабель сама мысль о том, чтобы покинуть свою тусовку и продленку, моментально приводила к слезам «А как же друзья?», я попыталась компенсировать ее непонятки без отрыва от школы.
Можете себе представить, что такое попытаться «решать дополнительно задачки» с ребенком, который в 8 утра ушел, а в 6 вечера приполз из школы: набегавшись, наигравшись, натусовавшись и «научившись» по уши. В кавычках, потому что на уроках она занималась преимущественно мимикрией со стенами и созданием видимости учебной деятельности. Про это я уже как-то писала: когда на оценку по литературе она рисует о прочитанном или выразительно читает, например. Короче, дальше небольшой объяснительной работы про площади-периметры, про суть умножения (не ту, что нужно просто запомнить) и ситуативной арифметики с карманными деньгами дело не пошло.
Я решила тогда, ну ОК, до окончания началки не буду трогать, пусть резвится. Но сама стала готовиться, вникать в процесс обучения дома, выяснять про юридические заморочки и вообще. А Марусе только время от времени напоминала — есть альтернатива. Тяжко вставать по утрам? Есть альтернатива. Тесно в комнате? Есть альтернатива — если школа не держит, снять квартиру попросторней мы можем где угодно. Физручиха орет и обзывает всех дураками? Есть альтернатива. Короче, в середине третьей четверти четвертого класса Мари сказала, что готова попробовать домашнее обучение и давайте поищем большую квартиру, а с друзьями как-нибудь она найдет способ общаться.
Переехали, перевелись на экстернат. В такой форме я решаю изначальную проблему гораздо эффективнее. Как вот недавний пример с историей показал. Если бы ситуация с непониманием случилась в школе, мне бы все равно пришлось объяснять ей все то же на блинах дома. А раз я так и так делаю эту работу, зачем тратить впустую время и силы на сидение в школе? Очень высокая цена за минуты приятного общения с друзьями.
Я не претендую на звание учитель года, я даже подозреваю, что добавь мне к Марусе еще ученика, я буду опять носиться в панике — почему они ничего не понимают, оба два =) Но я точно знаю, что свою дочь (и сына, и еще сына) я могу научить чему угодно. Передавать накопленный багаж знаний ведь так естественно, этим даже древние люди занимались, а у них размер мозга был не то, что у нас.
Текст: Оксана Туркина
Фото из личного архива автора
Этот материал в доступе по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» 4.0 International.